Только не называйте меня после этого исследования адвентистом, или евреем, потому, что все мое исследование основано на Библии, а не на доктринах и догмах каких-то церквей. Итак, начнем:
Иисус сказал: "Не думайте (даже и не думайте!), что Я пришел нарушить ЗАКОН(т.е. заповеди и Тору) или пророков: не нарушить пришел Я, но ИСПОЛНИТЬ*. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф.5:17-20).
*- "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1Иоан. 2:6)
На пререкания фарисеев относительно Субботнего дня, Иисус указал им как следует проводить этот день и не сказал, что "суббота отменена" или что "субботу нужно понимать исключительно духовно": "А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали" (Мар.3:4).
Святость Субботы:
"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (ивр. שַׁבָּת - шаба́т)в седьмый день от всех дел Своих, которые делал.И благословил Бог седьмой день, и ОСВЯТИЛ его, ибо в оный почил (шабат) от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт.2:2-3),
"Помни день субботний, ЧТОБЫ СВЯТИТЬ его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а ДЕНЬ СЕДЬМОЙ - СУББОТА Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх.20:8-11) – обратите внимание, что именно суббота является седьмым днем в Библии и особым святым днем.
"Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это" (Ис.58:13,14).
Бог отделил, благословил и освятил седьмой день, а также оставил заповедь, чтобы и люди, которые изначально были созданы по образу и подобию Бога, подобно Ему отдыхали в этот день и находились в особой близости со своим небесным Отцом и Творцом всего сущего.
Некоторые утверждают, что они все семь дней недели посвящают Богу, и это действительно правильно, ведь нам нужно повседневно являть Христа и быть христианами, а не только один день в неделю приходить на собрание, при этом в "маске благочестия". Но суть четвертой заповеди заключается в другом, в том, что нам следует насладиться покоем (шабатом) и особой близостью с Богом, во время которой мы будем отдыхать от всех повседневных забот и дел - работа, приготовление пищи, уборка, учеба и в т.ч. воздержаться от интимной близости в этот святой день. Дело в том, что все семь дней недели не заниматься "обычными делами" никак не получится, веди из них состоит наша повседневная жизнь. Лично для меня святой седьмой день является большим благословением, потому что я заранее подготавливаюсь к нему: убираю дома, готовлю пищу, доделываю начатое и настраиваю мышление на духовный лад... И когда наступает суббота, я с радостью ее встречаю, потому что в этот день, по Заповеди, я подобно Богу могу отдохнуть от всех своих дел, насладиться покоем и особой близостью с Небесным Отцом, а также исследовать Слово и совместно с братьями и сестрами пообщаться на духовные темы, минуя всякие суетливые разговоры, касающиеся повседневности, ну и конечно, в этот день можно делать добро (Матф.12:12).
Господь в шаббат дарует особый "субботний мир и покой", кто это не пережил на практике, для того эта заповедь будет формальностью и преткновением, поэтому просите Бога в молитвах, чтобы Он раскрыл суть этой заповеди и оживил ее для вас.
Для каждого человека очень важен отдых, как физический, так и моральный, для этого и дана 4 заповедь. В этот день следует укрепляться и обновляться духовно, если провести аналогию, то седьмой день можно сравнить с "перевалочным пунктом" для христиан, в котором они обновляют свои физические, ментальные и духовные силы.
Еще иногда можно услышать данное утверждение "суббота это Христос" или "суббота это внутреннее умиротворение", но дело в том, что Христос это Христос, а суббота это суббота. Мир Божий, которым наделяет нас Иисус с помощью Святого Духа, можно и нужно хранить все семь дней в неделю, но суббота является буквальным физическим днем (это неоднократно можно увидеть в Библии), который Господь заповедал нам помнить и почитать.
Для кого дана четвертая заповедь:
"Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр.4:9-11) - НОВЫЙ ЗАВЕТ(!) - если вы не относите себя к числу "Божьего народа", то это вас не касается.
Другой перевод с комментариями (Евр. 4:9-10):
"Итак, для Божьего народа остаётся соблюдение Шабата. Ибо тот, кто вошёл в Божий покой, так же отдохнул от своих собственных дел, как Бог от Своих". Стихи 9—10. Соблюдение Шабата, греч. сабатисмос, слово, использованное в Новом Завете только в этом месте. В Септуагинте было специально создано однокоренное греческое слово сабатизейн, чтобы перевести древнееврейский глагол шабат, имеющий значение «соблюдать Шабат». Традиционный перевод — «остаётся субботний покой» — сводит к минимуму аспект соблюдения и отводит Божьему народу абсолютно пассивную роль.
Христиане часто полагают, что Новый Завет не требует от Божьего народа соблюдения Шабата, и далее заявляют, что воскресенье заменило субботу в качестве церковного дня поклонения (см. ком. к 1 Кор. 16:2). Однако данный отрывок, особенно в ст. 9, показывает, что от верующих по-прежнему ожидается соблюдение Шабата. Из Кол. 2:16-17, где говорится о том, что Шабат был тенью будущего, а сущность всего — в Мессии, мы узнаем, что суть соблюдения Шабата для верующих — это не скрупулезное следование всем постановлениям галахи, относительно того, что можно делать в седьмой день недели, а чего нельзя. Скорее, как это объясняется в ст. 10, соблюдение Шабата для Божьего народа состоит в том, чтобы отдыхать от своих дел, как Бог отдыхал от Своих, а, кроме того, доверять Богу и быть верным Ему (ст. 2-3).
Несмотря на то, что конкретные «дела», от которых читатели данного письма должны были отдыхать, — это жертвоприношения (см. ком. к 6:4-6), подразумевается, что следует избегать всего того, что совершается собственными усилиями, которые ставятся превыше доверия Богу. Тем самым автор пытается довести до сознания читателей ту же самую мысль, что и Шауль в Рим. 3:19-4:25.
----------
Некоторые учат тому, что Божие Заповеди ограничиваются только любовью к Богу и людям, но давайте прочтем эти тексты и посмотрим глубже:
"Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим.13:9) - первые четыре заповеди основываются на любви к Богу, а остальные на любви к человеку.
"Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан.14:15) - неужели Бог требует невозможного?!
"Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1Иоан.2:4).
"Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его НЕТЯЖКИ" (1Иоан.5:3) - соблюдать заповеди на самом деле НЕТЯЖКО, если Господь обновил вас и руководит вами, но и от вас тоже требуются усилия и согласие.
Кроме любви должно быть твердое понимание и знание Заповедей Бога (Истины):
"Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои - истина" (Пс.118:151),
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"(Иоан.4:24),
"Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35).
Благодать и дела:
"Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак." (Рим.6:15)
"Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и ГРЕХ ЕСТЬ БЕЗЗАКОНИЕ" (1Иоан.3:4)
Важно понять, что вера и благодать не аннулирует ответственность за сознательные грехи человека, которые он без покаяния совершает уже будучи верующим: "Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи" (2Пет.2:21,22).
Жизнь христианина делится на 2 части: первая это жизнь в грехе и неведении (до познания Истины и Бога) и вторая часть это праведная жизнь после обращения к Богу, покаяния и рождения свыше (святая, праведная и угодная Богу).
"отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф.4:22-24)
"Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи (!!!), но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр.10:26,27).
Также и дела являются неотъемлемой частью веры, основанной на правильном послушании Богу:
"Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?" (Иак.2:20-22)
Ответственность перед Богом за свои поступки и последующее воздаяние:
"Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим.14:12).
"ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2Кор.5:10).
Рассмотрим важный текст из Писания:
"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. - неужели Бог опять потребовал невозможного?! если так, тогда это просто издевательство! - Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? - разве юноша врет Христу? - Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. - нет, не врет, иначе бы Христос сказал "ты лжешь, только Я могу их соблюсти!" - Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Матф.19:16-22) - подводя итог к этому отрывку можно заключить, что во-первых юноша принял Христа, и во-вторых захотел узнать, что требуется с его стороны (какие дела) для того, чтобы обрести спасение, но все свелось к нарушению заповеди об идолопоклонстве, ведь для юноши благополучие было его идолом, который он поставил выше Бога и Христос указал ему на тот грех.
Что такое БЕЗзаконие:
Многие из вас не хотят услышать следующие слова от Иисуса:
"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие БЕЗЗАКОНИЕ" (Матф.7:22,23)– в этом же месте содержится ответ, по которому так скажет Иисус- "отойдите от меня ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ*" – как ужасно будет услышать от Бога эти слова! Чтоб не услышать эти слова, нам следует прекратить делать беззаконие.
*Вот как библейские словари описывают слово беззаконие:
Беззаконие - непринятие Божественного закона, противление Духу Божию и нарушение делом, словом и мыслью заповедей, данных Богом человеку; грех, неправедность.
(Библейский словарь В. П. Вихлянцева)
Беззаконие (Быт 15:16) - всякое дело, совершаемое против закона Божия. "Грех есть беззаконие" (Ин 3:4). см. Грех.
(Библейская Энциклопедия Никифора)
Беззаконие - это понятие охватывает совокупность деяний, связ. с нарушением заповедей и повелений Божьих. Разные др.-евр. слова, относящиеся к этому понятию, в Синод. пер. передаются как "беззаконие" и "преступление" (а также "вина", "грех" и "несправедливость"). Наиб. близкое к этому понятию слово в греч. тексте НЗ - аномиа = "беззаконие" (см. Мф 7:23; 2Пет 2:16; 1Ин 3:4; 2Кор 6:14 и др.). Беззаконие есть действие, противоречащее Закону Божьему, оно имеет причиной или следствием несправедливость по отношению к ближнему или человеч. нечестие, т.е. -> грех. Оно может быть совершено на уровне мыслей, чувств, слов или дел, т.е. в любой области, на к-рую распространяются заповеди Закона Божьего. Беззаконие может выражаться в противлении воле Бога (Нав 22:20; Ис 13:11), в нарушении богослужебных предписаний (Лев 26:1,39), в пренебрежении законами ритуальной чистоты (Лев 17:16), в извращении правосудия (Втор 19:16; в Синод. пер. - "свидетель несправедливый"), в причинении ущерба ближнему (Быт 50:17; в Синод. пер. - "вина и грех").
(Библейский словарь Брокгауза).
"Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1Иоан.3:4)
"Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь" (Пс.65:18)
Еще очень важно понять определение слова "праведник":
Праведник - живущий по заповеди Божией, служащий Богу (Мал 3.18), стоящий на вечном основании (Прит 10.25) и не нуждающийся в покаянии (Лк 15.7). Но пред Богом нет праведного ни одного (то есть правого) (Екк 7.20; Рим 3.10-12). Праведный жив верою (то есть живущий верою становится праведным) (Авв 2.4; Рим 1.17; Гал 3.11; Евр 10.38).
(Библейский словарь В. П. Вихлянцева)
В Заповедях содержится Божья мудрость, любовь, истинная свобода и счастье:
"Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но ИСПОЛНИТЕЛЕМ дела, блажен* будет в своем действии" (Иак.1:25)
*- блаженство это высшая форма счастья.
"Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня" (Пс.118:96-102).
Сам Христос и Его апостолы соблюдали Заповеди, и в вечности, спасенные тоже будут соблюдать все Заповеди:
"И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать" (Лук.4:14-16),
"В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, было молитвенное собрание, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами" (Деян.16:13),
"При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу" (Деян.13:42),
"В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие" (Деян.13:44),
"Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лук.23:55-56),
"По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его" (Мар.16:1),
"Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (Ис.66:22,23).
Последнее время:
Сам Иисус сказал: "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Матф.24:20-22).
Итог:
Скорее всего, никто не назовет "законником" того, кто не убивает или того, кто избегает блуда и не прелюбодействует, но эти правила, являются шестой и седьмой заповедью, которые Бог написал на каменных скрижалях. Так почему тогда люди склонны называть "законником" того, кто святит субботний день, заповедь о котором тоже присутствует на тех же каменных скрижалях? - "Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, НЕ на СКРИЖАЛЯХ КАМЕННЫХ, но на плотяных СКРИЖАЛЯХ СЕРДЦА." (2Кор 3:2-3) - разве Бог вписывает в сердце все заповеди, кроме одной? И почему все, кроме четвёртой, а не кроме третьей или пятой?..
Думаю здесь важно понять одно из основных различий между Новым и Ветхим Заветом. Как и было сказано выше, в Ветхом Завете заповеди были написаны на каменных скрижалях, а в Новом Завете, Бог вписывает заповеди в сердца людей: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом." (Евр 8:10). Лично я чту субботу не потому, что "суббота спасает", ведь спасает только Христос, а потому, что Бог освятил этот день и сделал его особым, и потому, что это часть Божьей воли для христиан. Для меня отдых в субботу, это Божье благословение.
Один из аспектов "законничества", это когда "я так поступаю потому, что так надо и потому, что так правильно", а правильный подход (жизнь по истине и по Духу), это когда "я так поступаю потому, что люблю Бога и ближнего" - "И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Матфея 22:35-40).
Если возникает вопрос в выборе одного дня, для проведения встреч с христианами, и выбор будет между двумя выходными - субботой и воскресеньем (или любым другим днем недели), то лично я, конечно выбиру седьмой день (субботу) потому, что "благословил Бог седьмой день, и освятил его" (Бытие 2:3), и у меня нет библейского основания, чтобы выбрать католический день поклонения (воскресенье).
Когда же например люди учат, что обрезание обязательно и без него нет спасения (спасение от дел, и заповеди не актуальные в Новом Завете), то это законничество, от этого Павел и предостерегал. Но например, в других посланиях, ссылаясь на иные аспекты закона, апостол учит: "воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»." (Деяния 15:29). Думаю здесь неуместна та логика, когда говорят, что "если мы не можем, подобно Христу, идеально жить по заповедям и (например) не прелюбодействовать даже в мыслях, то нам нужно оставить всякие попытки жить свято", - ведь это путь в никуда и такой подход лишает Бога возможности освящать нас и уподоблять Иисусу Христу. Куда нам тогда стремиться в росте и освящении, если мы не будем знать направления, святых стандартов, воли и характера Бога?
Конечно же не всем людям раскрыта истина относительно субботы и поэтому нельзя утверждать, что все кто пренебрегает этой заповедью являются не спасенными людьми, ведь весьма многие рожденные свыше люди не научены истине о седьмом дне. Но абсолютно иначе дела обстоят у тех, кому Бог открыл значение этой заповеди, ведь тогда у них остается выбрать только одно из двух: либо начать чтить заповедь, либо сознательно отвергнуть ее. Если человек выбирает путь пренебрежения этой заповедью, то как минимум что он теряет, это благословения, которыми Бог желает его одарить в этот святой день...
Немного истории:
Именно католическая церковь изначально переменила четвертую заповедь. Они перенесли субботний день на воскресенье и их примеру последовали практически все протестантские церкви.
Если человек не относит себя к среде Божьего народа и следует католическому учению, то он и не будет соблюдать эту святую заповедь и не нужно таким людям ничего доказывать, ведь это БЕСПОЛЕЗНО. Пока человек сам к чему-то не придет, пока Бог не раскроет человеку глаза, объяснить ему подобное не получиться - как рассказать слепому о том, что такое свет? - только Бог может раскрыть глаза слепых. А если человек потерял гибкость мышления и его разум закрыт, то это еще более усугубляет ситуацию... Но для Бога нет ничего невозможного! Искренне молитесь за таких людей и Господь совершит перемены в их жизни!
Но чтобы Господь ответил на молитвы, следует любить Его, а любить Бога означает делать то, что Он просит, в том числе и соблюдать Его Заповеди: "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?" (Лук.6:46),
Четвертая заповедь не потеряла свою актуальность и важна так же, как и все остальные.
Для опровержения всего вышесказанного попрошу руководствоваться только Библией, а не чужим мнением, церковными доктринами или общественными предрассудками.
При использовании этой статьи указывайте источник: www.SilaPravdi.at.ua
Первые годы отступничества
Исторические свидетельства первого — пятого веков:
Внимательное изучение имеющихся исторических первоисточников, относящихся к первому — пятому векам, открывает удивительный факт, а именно: священность библейской субботы была перенесена на воскресенье не сразу — это происходило на протяжении длительного времени и поэтапно. Доктор Кеннет Стренд, профессор церковной истории в университете Андрюса в Берриен Спрингс, Мичиган, категорически утверждает: «До второго века нигде не встречается очевидных свидетельств еженедельного празднования христианами воскресенья. Первые упоминания в документах этого столетия идут из Александрии и Рима, мест, где раньше всего было отвергнуто соблюдение субботы, седьмого дня недели» (The Sabbath In Scripture and History, c. 330; Review and Herald Publishing Association, 1982).
Александрия отказалась от субботы под влиянием митраизма — поклонения солнцу. Этот египетский город был языческим религиозным центром, насчитывающим тысячи почитателей солнца. Постепенно христианская суббота становилась и в Александрии, и в Риме все менее популярной, поскольку почитатели солнца, составляющие большинство населения, оказывали сильное влияние на христианское меньшинство.
Ситуация, сложившаяся в Александрии и Риме, не была типичной Для всех городов империи. Церковный историк-схоласт пятого века Сократ оставил нам следующее важное свидетельство: «Почти все церкви отмечают священное таинство (тайную вечерю) по субботам каждую неделю. Однако христиане в Александрии и Риме в силу некоторых древних традиций отказались от этого. Египтяне в соседних с Александрией районах и жители Фив соблюдают религиозные собрания по субботам» (Socrates Scholasticus, Ecclesiastical History, 5.22 (NPNF)/22:132). «Люди в Константинополе почти повсеместно собираются вместе по субботам, а также и в первый день недели, такой обычай никогда не соблюдался в Риме или Александрии» (Sozomen, Ecclesiastical History, 7.19 (NPNF) 2/2:390).
Как мы уже заметили выше, замена субботы воскресеньем происходила постепенно. В самом начале воскресенье у христиан оставалось рабочим днем, но включало проведение службы в честь воскресения. Этот день не сразу вытеснил субботу, о чем ясно говорят приведенные выше цитаты. В течение 200 лет (100-300 гг. по Р. Хр.) соблюдались как воскресенье, так и суббота. Но направление, заданное указами Константина и других, вело к замене субботы на воскресенье.
И все же каждый истинно преданный Богу сопротивлялся этому. Исторические документы свидетельствуют о глубоком интересе к почитанию субботы. У Бога были преданные Ему и послушные последователи, которые защищали Божью истину. И хотя свеча этой истины иногда лишь мигала, стойкие приверженцы этой истины охраняли ее пламя.
Первое столетие по Р. Хр.
Иосиф Флавии. «Нет ни одного эллинского или варварского города, ни одной такой нации, куда бы не проник обычай отдыхать в седьмой день!» (M'Clatchie, Notes and Queries on China and Japan, edited by Dennys, Vol. 4, Nos. 7, 8, p. 100).
Христиане первого века. «Тогда духовное семя Авраама полетело в Пел, на другую сторону Иордана, где они нашли безопасное место для убежища и могли служить своему Господу и соблюдать субботу» (Eusebius's Ecclesiastical History, b, 3, chapter 5).
Филон. Провозглашает седьмой день праздничным не в этом или том городе, а во вселенной (M'Clatchie, Notes and Queries, Vol. 4, 99).
Второй век по Р. Хр.
Ранние христиане. «Первые христиане испытывали великое благоговение перед субботой и проводили день в поклонении и проповедях. И, вне всякого сомнения, они взяли это от самих апостолов, что подтверждают несколько письменных свидетельств по этому вопросу» (Dialogues on the Lord's Day, p. 189. London: 1701, by Dr. Т. Н. Morer, a Churcli of England divine).
«Суббота представляла крепкие узы, которые объединили их с жизнью всего народа, а в соблюдении священной субботы они следовали не только примеру, но также и заповеди Иисуса» (Geschichte des Sonntags, pp. 13, 14).
Христиане, обращенные из язычников, также соблюдали субботу (Gieseler's Church History, Vol. 1, ch. 2, par. 30, р. 93).
«Первые христиане на самом деле чтили субботу иудеев... поэтому христиане долгое время придерживались соглашения по поводу субботы, отдельные части их закона читались на богослужениях; и это продолжалось до Лаодикийского церковного собора» (The Whole Works of Jeremy Taylor, Vol. IX, p. 416, R. Heber's Edition, Vol. XII, p. 416).
«Совершенно ясно, что древняя суббота оставалась и соблюдалась христианами восточной церкви, наряду с празднованием дня Господа, около трехсот лет после смерти нашего Спасителя» (A Learned Treatise of the Sabbath, p.77). (Примечание. Под «днем Господа» писатель имеет в виду воскресенье, а не настоящий день Господень, который Библия называет святым днем отдыха. Эта цитата показывает, что празднование воскресенья появилось в первые века, вскоре после смерти апостолов. Вспомните, что Павел предсказал великое «отступление» от истины, которое имело место после его смерти.)
Третий век по Р. Хр.
Египет. («Оксиринкский папирус», 200-250 гг. по Р. Хр.) «Если вы не сделали субботу настоящим священным днем покоя, вы не увидите Отца» (The Oxyrhynchus Papyri, pt. 1, р. 3, Logion 2, verso 4-11, London: Offices of the Egypt Exploration Fund, 1898).
Ранние христиане. «Седьмой день, суббота, торжественно отмечался Христом, апостолами, простыми христианами до Лаодикийского собора, который упразднил его» (Dissertation on the Lord's Day, pp. 33, 34, 44).
От Палестины до Индии (Церковь Востока). До 225 года по Р. Хр. существовали большие епархии или ассоциации Церкви Востока (соблюдающих субботу), они простирались от Палестины до Индии (Mingana, Early Spread of Christianity, Vol. 10, p. 460).
Индия (Буддистское противостояние, 220 г. по Р. Хр.). Кишанская династия Северной Индии созвала знаменитый совет буддистских священнослужителей в Вейсалии, чтобы прийти к единообразию среди буддистских монахов в вопросе соблюдения священного дня покоя. Некоторые, находясь под сильным впечатлением от книг Ветхого Завета, начали почитать священную субботу (Lloyd, The Creed of Half Japan, p.23).
Четвертый век no P. Хр.
Италия и Восток. «Это соблюдалось в основном в восточных церквах и в некоторых западных... В Милане, к примеру, суббота не почиталась... но восточные церкви или любые другие, соблюдающие этот день, были склонны к иудаизму; они собирались вместе в субботний день для поклонения Иисусу Христу, Господину субботы» (History of the Sabbath, Part. 2, par. 5, pp. 73, 74. London: 1636. Dr. Heylyn).
Лаодикийский собор — 365 г. по Р. Хр. «Канон 16 — в субботу Евангелие и другие части Священного Писания должны читаться вслух». «Канон 29 — христиане не должны иудействовать и бездельничать в субботу, но должны работать в этот день, однако воскресенье они должны особенно почитать и, будучи христианами, должны по возможное™ не работать в этот день» (Hefele's Councils, Vol. 2, b. 6).
Восток. «Древние христиане очень чтили субботу, седьмой день недели... Совершенно ясно, что все восточные церкви и большая часть мира соблюдали субботу как праздник... Афанасий говорит нам, что они собирались на религиозные собрания по субботам не под влиянием иудаизма, но для поклонения Иисусу, Господину субботы. Епифанговорит
тоже» (Antiquities of the Christian Church, Vol. II, Book XX, chap. 3, Sec. 1, 66.1137, 1138).
Абиссиния. «Во второй половине этого столетия Святой Амвросий Миланский официально подтвердил, что абиссинский епископ Мазес «объехал почти всю страну Серее (Китай)». Более семнадцати веков абиссинская церковь продолжала освящать субботу как священный день, согласно четвертой заповеди» (Ambrose, De.Moribus, Brachmanorium Opera Omnia, 1132, found in Migne, Patrologia Latina, Vol. 17, pp. 1131-1132).
Испания — Синедрион Эльвира, 305 г. по Р. Хр. Канон 26 синедриона Эльвира показывает, что церковь Испании в это время соблюдала субботу, седьмой день недели. «Что касается поста каждую субботу: решено, что ошибка должна быть исправлена в соблюдении поста каждую субботу». Это решение собора находится в прямой оппозиции к политике, проводимой римской церковью, объявившей заповеданную субботу постным днем, чтобы унизить ее и отвратить от нее людей.
Персия, 335—375 гг. по Р. Хр. (40 лет преследования при Шапуре II). Общее недовольство против христиан: «Они презирают нашего бога — солнце, они проводят священные служения по субботам, они оскверняют священную землю, хороня своих умерших в ней» (Truth Triumphant, p.170).
Пятый век по Р. Хр.
Христиане пятого века. Даже до пятого века соблюдение еврейской субботы продолжалось в христианской Церкви (Ancient Christianity Exemplified, Lyman Coleman, ch. 26, sec. 2, p. 527).
В день Иеронима (420 г. по Р. Хр.) самые благочестивые христиане делали обычную работу в воскресенье (Treatise of the Sabbath Day, by Dr. White, Lord Bishop of Ely, p. 219).
Франция. «И везде, за исключением Веспера и Ноктюрна, у них нет богослужений, кроме субботы (священного дня отдыха) и воскресенья» (John Cassian, a French monk, Instituttes, Book 3, ch. 2).
Африка. «Августин порицает тот факт, что в двух соседних церквах в Африке в одной соблюдают седьмой день, субботу, в другой держат пост в этот день» (Dr. Peter Heylyn, The History of the Sabbath, p. 416).
Испания. «Амвросий освятил седьмой день как священный день покоя (как он сам говорит). Амвросий имел большое влияние в Испании, которая также соблюдала субботу» (Truth Triumphant, p. 68).
Сидон (говоря о короле Теодоре Готском, 454-526 гг. по Р. Хр.) «Дело в том, что в прошлом на Востоке был обычай почитать субботу, так же как и воскресенье, и проводить священные собрания, в то время как, с другой стороны, люди на Западе, тяготеющие к воскресенью, пренебрегают празднованием субботы» (Apolhnaris Sidonii Epistolse, lib. 1,2; Migne, 57).