Отрывок из книги «И камни возопиют…» Опарин А.А.
Часть II. Вавилонское вино
10. Священное предание
Вопросы, задаваемые жизнью
Сегодня во многих христианских церквах символы веры базируются на Священном
Писании — Библии и Священном Предании. Иными словами, авторитет предания
признается равным авторитету Библии.
Итак, что же такое Священное Предание? Как нам повествует
Полный Православный богословский энциклопедический словарь: «Предание
священное — второй из двух первоисточников христианской веры — учение
Христа и апостолов, преподанные церкви устно, позже записанное» (стр.
1888). Что же включает в себя Священное Предание?
1. Символы веры древнейших поместных церквей.
2. «Правила апостольские» — собранные не ранее
4 века и содержащие духовные наставления.
3. Вероисповедания и догматы, принятые на семи
вселенских соборах и ряде поместных.
4. Исповедания веры, написанные отцами церкви:
св. Григорием Кесарийским, Василием Великим, Григорием Паламой и др.
5. Деяния вселенских и поместных соборов.
6. Древние литургии.
7. Акты мучеников, в которых излагается история
их мучений.
8. Творения отцов и учителей церкви (например «Богословие»
Дамаскина и пр.), их объяснения Священного Писания — Библии.
9. Древняя практика церкви (с изложением вопросов
соблюдения обрядов, праздников).
Весьма интересны требования, предъявляемые к Священному
Преданию, первым из которых является отсутствие внутреннего противоречия
и согласие со Священным Писанием (стр. 1888—1889). Следовательно, если
какое бы то ни было место предания противоречит Библии, то священным
или действительным оно быть не может. Давайте, уважаемый читатель, вместе
сопоставим и сравним основные положения Священного Предания с Библией,
и в конце главы сделаем выводы.
История отступления
Начнем со вселенских соборов.
На Первом Вселенском Соборе, проходившем в 325
году в городе Никее, было установлено празднование Пасхи, в день языческой
богини Астарты. Таким образом, был сделан компромисс между язычеством
и христианством — христианское название праздника в памятный языческий
день. После этого языческие праздники широко входят в христианство,
как мы уже писали в предыдущих главах, святые приобретают черты языческих
богов.
На Третьем Вселенском соборе в 431 году в Ефесе
Деву Марию провозгласили Богородицей, положив тем самым начало поклонения
ей, как заступнице перед Богом.
На Пятом Вселенском соборе в 553 году в Константинополе
происходит слияние церкви с государством, подчинение монастырей.
На Седьмом Вселенском соборе в 787 году в Никее
было введено поклонение иконам, названным святыми, и Кресту. Решения
этого Собора были подтверждены на поместном соборе в 842 году в Константинополе,
где культ икон провозглашается отличительной чертой православия, в честь
чего был введен праздник Торжество Православия.
Заметим, что датой образования государства Руси считается
862 год, и все эти отступления от Библии и от учения Христа, о чем будет
рассказано ниже, пришли на Русь из Византии.
Итак, согласно решениям вселенских соборов, был осуществлен
ряд серьезных отступлений от Библии — Слова Божьего.
Теперь бросим беглый взгляд на труды некоторых так называемых
отцов церкви.
Григорий Палама, один из основателей движения исихастов
(мы уже об этом движении кратко упоминали), провозглашающих строжайшую
аскетическую жизнь, отказ от каких бы то ни было мирских благ, изнурительные
посты, ночные бдения, отвлеченные созерцания как важнейшие условия духовной
жизни.
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской,
один из известнейших деятелей церкви, боролся с арианством. Во время
Василия Великого шла борьба религиозных партий, и он становится во главе
Ново-Никейской лиги. Со своими двумя сподвижниками Григорием Нисским
и Григорием Богословом Василий создает богословие, построенное на новой
терминологии.
Следует заметить, что философское направление «неоплатонизм»
оказал большое влияние на Василия Великого, который, в частности, «много
черпал из этой системы при разработке учения о Святом Духе, изображая
Его деятельность в мире по аналогии с действиями души неоплатоников».
Неоплатонизм — философское направление, возникшее в третьем веке по
Р. Хр., является слиянием греческой философии и восточных культов в
одну мистическую систему. Бог, по их утверждению, единое непознаваемое
начало, и будучи непознаваемым, может открываться людям в мистических
откровениях, в состоянии экстаза, при которых душа созерцает абсолютное
и сливается с ним в одно целое. Средством достижения экстаза является
строжайший аскетизм [*1]. Василий Великий отличался крайне суровым аскетизмом,
написал сочинение по аскетике и монашеские правила, которые получили
статус кодекса.
Пахомий — один из основателей монашества. Старался
спасти монахов от деморализующего действия пустыни, в которой они деградировали
умственно и нравственно (Пахомия называли отцом киновитского монашества).
Кроме того, Пахомий сторонился иерархии и не хотел, чтобы монахи принимали
тот или иной сан, ибо принятие сана означало рукоположение от епископа
и создавало зависимость монастыря от иерархии, а эта зависимость, по
мнению Пахомия, «тянула монастырь к миру». На этой почве произошло ожесточение
епископата против Пахомия, его подвергли травле, и он едва не был убит.
Федор Фермейский писал: «Человек, познавший сладость
кельи, избегает ближнего своего».
Иоанн Дамаскин — ярый защитник иконопочитания,
автор труда «Три защитительных слова против порицающих святые иконы»,
не в силах объяснить обожествление икон, основываясь на Библии, как
грубое нарушение Второй Заповеди Закона Божьего. Дамаскин открыто заявляет,
что «в царстве благодати не весь Закон сохраняет силу» [*2]. Святой
отец перечеркивает слова Христа: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели
одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17).
На Трулльском соборе 692 года в параграфе 82 были установлены
основные положения иконопочитания. Были резко противопоставлены Ветхий
и Новый Заветы [*3]. Ради достижения своей цели святые отцы решили искусственно
противопоставить две части Библии и показать, что мнения Господа по
одному и тому же вопросу в разные времена были различными. Но Творец
Вселенной говорит таким людям: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не
сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет
говорить и не исполнит?» (Числа 23:19).
Другой отец церкви Иоанн Лествичник утверждает:
«Монашеский подвиг начинается через избрание наставника или отца духовного,
и нужно вверить ему свое спасение… И нельзя вообще обсуждать или испытывать
слова избранного наставника… Советы наставника нужно выслушивать со
смирением и без всякого сомнения (как из уст Божьих), — и «хотя бы оные
и были противны собственному разумению, и вопрошаемые были не очень
духовны»… «Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает…»
[*4].
В этих словах мы видим вновь противоречие Библии — Слову
Божьему, ибо Господь говорит: «…проклят человек, который надеется на
человека и плоть делает своею опорою…» (Иерем. 17:5).
Вот каким должно быть монашество по мнению отцов церкви:
слепое повиновение наставнику, которому человек вверяет свое спасение.
Делать и не рассуждать, даже если это противоречит твоей совести и Слову
Божию — Библии. Насколько это противоречит не только Библии, но и здравому
смыслу, думаю, и говорить не стоит. Как здесь вновь не вспомнить слова
апостола Павла: «Здешние (верующие города Верии. — А.О.) были благомысленнее
Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая
Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Речь идет о проповеди самого
апостола Павла, и как ему понравилось, что верующие не слепо доверяют
ему, не просто верят ему на слово, но его слова сверяют с Библией, а
вдруг он ошибся, ведь он, пусть и избранный Самим Богом, но всего лишь
слабый человек, который может допустить ошибку! Какой контраст по сравнению
с требованием слепо, не рассуждая и безоговорочно верить так называемым
отцам церкви, таким же слабым людям, как и каждый из нас. Безоговорочно
верить можно только Богу. В задачу данного краткого очерка не входит
анализ всего Священного предания и его сопоставления с Библией. Это
вы можете сделать сами, уважаемые читатели, взяв труды отцов церкви
и сверив их с Библией.
Мы хотели лишь показать, что Предания, которые во многих
церквах являются основанием веры наравне с Библией, очень часто ей противоречат.
Только словом Божьим подтверждается или отвергается истинность того
или иного утверждения, сделанного кем бы то ни было. Мы вновь хотим
напомнить уже приведенную выше цитату из Полного Православного богословского
словаря о том, что если какой-то раздел Священного предания противоречит
Библии, то его нельзя принимать за основу веры. Исходя из этого утверждения,
данного самим же православным духовенством, из церкви необходимо исключить
поклонение Деве Марии и святым, иконы и почитание им, монастыри, учение
о бессмертии души, празднование воскресенья как противоречащие Священному
Писанию — Библии. Но этого, как показала история, делать никто не собирается.
На протяжении веков дьяволом предпринимались неоднократные
попытки уничтожить Библию, стереть ее с лица земли, но, так как ему
не под силу уничтожить Слово Божье, в противовес ему он создает Священное
Предание, в котором официально закрепляет отступление от Библии. Этому
есть подтверждение в словах богослова Тертуллиана: «На сии и другие
постановления ты не найдешь заповеди в Писании (Библии. — А.О.): предание
да будет для тебя заповедью, обычай — подтверждением, а вера — побуждением
к исполнению» [*5].
Святой Евсевий пишет: «Нужно держаться и предания,
ибо невозможно обрести все в одних Писаниях» [*6]. Иными словами, с
точки зрения этих людей, Бог чего-то не додумал и что-то упустил, поэтому
люди решили восполнить тот пробел, что сделал Бог, создав предания и
призывая верить им так же, как тому, что сказал Бог.
«Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся
в Писании; ибо… иных вовсе нет в Писании» [*7].
Когда те или иные люди возмущались против господствующих
в церкви языческих обрядов и учений, духовные иерархи им отвечали: «Вы
осмеливаетесь спорить с отцами церкви, не имея на то никакого авторитета.
Только равный им может с ними спорить. А таких сейчас нет». Но мы не
будем спорить с этими авторитетами, а предоставим слово Самому Богу,
Который имеет право не согласиться с ними. Вот что Он говорит в Слове
Своем — Библии.
Библейский ответ
«Петр же и Апостолы… сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели
человекам» (Деян. 5:29).
«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении,
от Бога ли оно…» (Ин. 7:17).
«Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня
языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча
учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8—9).
«Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания
человеческого… и сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию,
чтобы соблюсти свое предание?… Устраняя слово Божие преданием вашим,
которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7:8—13).
«У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям
ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы
рабом Христовым» (Гал. 1:10).
«Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать
вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
«Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею
и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а
не по Христу» (Кол. 2:8).
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы
слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2-Тим. 4:3—4).
«…обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая
иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит
1:13—14).
«…за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить
лжи» (2-Фес. 2:10—11).
Нередко сторонники Священного Предания, пытаясь его оправдать,
приводят некоторые библейские стихи, которые мы сейчас рассмотрим.
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания
так, как я передал вам» (1-Кор. 11:2). На этот текст в Библии указан
параллельный текст, который его объясняет: «Напоминаю вам, братия, Евангелие,
которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились»
(1-Кор. 15:1). Это лишний пример того, что Библия объясняет сама себя,
а также доказательство того, что нельзя из общего контекста Писания
выхватывать отдельный текст и трактовать его, пытаясь оправдать свои
действия или взгляды. Кроме того, мы уже приводили текст из Евангелия
от Марка, 7 главы, как Христос оценивает предания людей, которые они
ставят наравне или выше Слова Божьего.
«О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного
пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые
уклонились от веры» (1-Тим. 6:20—21). В этом тексте содержится и ответ:
«лжеименное знание», и действительно, все то, что не согласуется, и
то, что противоречит Библии, является лжеименным.
Апостол Павел писал: «Ибо мы не повреждаем слова Божия,
как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе»
(2-Кор. 2:17).
Как важно перед Богом не «повреждать Его слова»!
Библия заканчивается очень грозным предупреждением от
Бога: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества
книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о
которых написано в книге сей: И если кто отнимет что от слов книги пророчества
сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде…» (Откр.
22:18—19). Эти строки нужно помнить каждому без исключения человеку,
ибо Библия как Слово Божье, не нуждается ни в дополнительных пояснениях,
ни в добавлениях, ни в продолжении. Все, что нужно человеку знать о
пути спасения, о воле Божьей, о Личности Бога, есть в этой Книге. Нередко
этот библейский текст приводят как основание тому, что решения церковных
соборов непреложны. Но еще раз давайте подчеркнем, Слова Библии о непреложности
всего, что в ней написано, относятся только к Библии, а не к человеческим
решениям и постановлениям.
Упоминаемые в так называемых Священных Преданиях слова
и послания апостолов, а также, слова Самого Иисуса Христа, которые,
якобы, не были ими написаны или они не успели их написать, но устно
передали своим последователям и ученикам, сегодня признаны апокрифами
(то есть, не принадлежащими тем, чье авторство им приписывают), и созданных
в 3—4 веках по Р. Хр., то есть, гораздо позже смерти апостолов, когда
в церковь вошли языческие обычаи и обряды, и для их оправдания и был
необходим авторитет Христа и Его апостолов.
Последствия отступления
1.
В христианство вошли языческие праздники.
2.
Посредническое служение Христа было отвергнуто, заменено верой
в ходатайство Девы Марии и святых.
3.
В церковь вошло многобожие в лице многочисленных мучеников
и святых.
4.
В церкви появились идолы — иконы или скульптуры, которым стали
поклоняться как имеющим чудотворную силу.
5.
Предание было поставлено наравне со Словом Божиим, иными словами,
Слова Бога и слова человека стали равнозначными, дополняющими друг друга.
Вавилонское вино
Мы пьем этот страшный, одурманивающий, лишающий нас разума напиток,
если:
1. Предание человеческое ставим наравне со Словом
Божьим — Библией.
2. Мнения и труды так называемых отцов церкви считаем
непререкаемым авторитетом, даже если они противоречат Библии.
------------------------------------------------------------
В следующей главе мы узнаем о величайшем обмане сатаны,
не узнав о котором мы можем потерять жизнь вечную.
Примечания к 10 главе
[*1] См. Брокгауз, Ефрон. Малый энциклопедический словарь.
С.-Пб. 1910.
[*2] Флоровский Г. В. Восточные отцы 5—8 веков. М.: Паломник, 1992.
стр. 252.
[*3] Там же. стр. 249.
[*4] Там же. стр. 181.
[*5] Полный Православный богословский словарь. Т. 2. стр. 1890.
[*6] Там же.
[*7] Полный Православный богословский словарь. Т. 2. стр. 1891.