«Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои;
душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4)
История вопроса
Эти лжеучения также уходят своими корнями во времена Эдемского
сада. Автор и вдохновитель идеи о бессмертии души — сатана. В книге
Быт. 3:4 мы читаем, что он сказал через уста змея нашим
прародителям Адаму и Еве: «…нет, не умрете». Это был прямой вызов
Богу, Который до этого предупредил Адама, что, вкусив от дерева
познания добра и зла, он обречет себя на смерть. Сатана посеял
сомнение в словах Бога, недоверие Богу. Он хотел войти в доверие к
Адаму и Еве, показать себя их другом и благодетелем. Христос назвал
дьявола отцом лжи, т. к. он первым во Вселенной стал на этот путь.
Выражение «…отец лжи» (Ин. 8:44) очень точно характеризует характер
дьявола. Он породил ложь во Вселенной, ложь стала сутью его
естества, все его действия глубоко лживы и коварны. Так как он —
отец лжи, то она в его исполнении очень изощренная, часто ее почти
невозможно отличить от правды.
Будучи опытным психологом, сатана разработал план искушения
первых людей.
Прежде всего, необходимо было посеять в их сердцах недоверие к
Богу, Его любви к людям, Его слову. «…И сказал змей жене: подлинно
ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). На
первый взгляд, безобидный вопрос тонко подтолкнул Еву к сомнению в
подлинности Божьего слова.
Ева ответила, что Бог предупредил их о последствиях вкушения
плодов — их ждет смерть.
Посеяв сомнение в слове Бога, сатана разрушает вторую преграду в
сердце Евы — страх перед последствиями, утверждая, что никакой
смерти не наступит, просто Бог не желает, чтобы они познавали мир,
совершенствовались, Он, якобы, не говорит им всю правду, желает: их
запугать.
Сатана тонко убедил Еву в безнаказанности, так как по его
словам, никакой смерти нет. Идея о бессмертии сыграла решающую роль
в искушении Евы.
Но
так как Адам и Ева впоследствии убедились в том, что смерть
реальна, сатана прибегнул к новой лжи, посеяв в людях веру в то,
что, хотя тело и тленно, бессмертна душа — особая субстанция, якобы
присущая человеку, покидающая тело во время его смерти и живущая
вечно. Не имеющее никакого обоснования в, Слове Божьем учение
прочно вошло в религиозные верования различных народов.
В древности настолько верили в бессмертие души, что у некоторых
народов в гробницах вместе с царями хоронили также красивых
девушек, жен, чтобы в потустороннем мире души правителей ни в чем
не имели нужды. Это варварство основано на вере в бессмертие
души.
Лжеучение проникает в Израиль
После вавилонского плена вера в бессмертную душу вошла и в
сознание народа Божия. Эта вера еще более укрепилась после
оккупации Иудеи греками во времена Антиоха (175—164) и в результате
дальнейшей эллинизации населения Палестины. Эллинистический, т. е.
греко-язычный мир того времени находился под влиянием философии
Платона, который утверждал, что наш материальный мир есть отражение
более возвышенного мира идей. Таким образом, все земное,
материальное, несовершенно — вечна только душа — некая субстанция
из мира идей, приходящая в мир материи, соединяющаяся с телом,
чтобы побудить его совершенствоваться. Понимание души как
самостоятельной вечной субстанции, способной существовать вне тела,
прочно вошло во все языческие культы, а также в христианство с III
в. по Р. Хр. в связи с притоком в него греков, римлян, германцев и
т. д., которые принесли с собой языческие верования, греческую
философию, римскую иерархическую лестницу.
Лжеучение проникает в христианство
Вера в бессмертную душу прочно вошла во многие христианские
конфессии и породила учение об аде и рае. По этому учению души
умерших праведников попадают в рай — некое место во вселенной, где
в присутствии Бога живут счастливо и беззаботно.
Души же грешников попадают в другое место, где правит сатана,
где царят вечные муки, — ад.
Учение о вечных муках
Учение о вечных муках напрочь отвергает любовь Божию, показывает
Его жестоким, так как Он позволяет сатане и его ангелам вечно
мучить грешников в аду. Такого Бога могло создать только языческое
воображение, в котором Богу приписывались человеческие свойства, а
так как человеку древности зачастую присущи жестокость, чувство
мести и т. д., то эти свойства получали и языческие боги.
Христианство первых веков приняло эту небиблейскую доктрину,
которая полностью противоречит сути Евангелия Иисуса Христа,
Который явил на земле Отца Небесного. Иисус был исполнен любви,
милости, сострадания к грешникам. Даже Иуду Христос продолжал
любить так же, как и остальных учеников; когда Иуда предавал Христа
целованием, то Иисус и тогда назвал его другом. Иисус, распинаемый
на кресте, молил Отца о милости и прощении к палачам. Насколько не
соответствует образ Иисуса понятию о Боге, предусмотревшем
бесконечные адские муки!
Учение об аде
Учение об аде сформировалось в учениях иудейских раввинов после
вавилонского плена, где иудеи находились под влиянием языческих
представлений вавилонян. Греческое слово «гадес», которое так же,
как и еврейское «шеол» означает могилу, находят на надгробиях в
Малой Азии.
У раввинов ко времени Иисуса сформировалось учение о том, что ад
— подземный мир, в котором сохраняются души всех людей праведных и
неправедных до дня Воскресения. У ворот ада якобы стоит архангел,
который отделяет праведников от не-праведников, последних он
направляет к месту мучений в неугасимом огне, а первых к месту
света, названному «лоном Авраама», где праведники блаженствуют,
созерцая мучения нечестивых. В несколько измененном виде учение об
аде вошло в раннехристианскую церковь и окончательно было принято
на соборе в 533 году по Р. Хр.
Учение об аде не имеет библейского подтверждения, т. к.
утверждает, что вечными муками руководит сатана, но в Священном
Писании говорится о Божьем суде над сатаной: «…и Я извлеку из Среды
твоей огонь, который и пожрет тебя; и Я превращу тебя в пепел на
земле пред глазами всех, видящих тебя, все знавшие тебя среди
народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя
вовеки» (Иез. 28:18, 19).
Таким образом, сатана будет уничтожен раз и навсегда. Так же
будут уничтожены и те, кто последовали за сатаной: «Когда же
окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и
выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и
Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской, и вышли
на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный, и
ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:7—9).
Великий любящий наш Бог никогда не хотел не то чтобы вечно
мучить грешников, но даже смерти их. «Скажи им: живу Я, говорит
Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от
пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших; для чего
умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).
Непонятно, как Бог, Который за то, чтобы грешники покаялись и
имели жизнь вечную, отдал Собственного Сына, вдруг начинает их
ненавидеть после смерти и для чего-то допускает и бесконечные,
жестокие муки. Для чего Богу, Который есть любовь, создавшему такой
прекрасный, светлый мир, понадобилось создать также и место
бесконечных мук и страданий? Это нелогичное, страшное, изуверское
учение возможно и живет только потому, что люди верят в бессмертную
душу. А так как бессмертная душа грешника не может жить в раю, то
для нее придумали вечные муки в аду.
Учение о чистилище
Католическая церковь, столкнувшись с проблемой объяснения
жестокого и бессмысленного учения о вечных муках в аду,
видоизменила его, добавив учение о чистилище.
Согласно католическому вероучению — чистилище — промежуточное
место между раем и адом, где душа грешника, не получившего прощения
в земной жизни, но не отягощенная смертными грехами, прежде, чем
получить доступ в рай, горит в очищающем огне. Это испытание
католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь
чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие
признают реальность этого огня. Судьба души в чистилище может быть
облегчена, а срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» в
память умершего и оставшихся на земле родных и близких. Под
«добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материальные
пожертвования в пользу церкви. Учение о чистилище, введенное папой
Григорием I (590—602), было окончательно оформлено католическим
богословом Фомой Аквинским (1225—1274) как догмат. Догмат о
чистилище был принят флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден
в 1562 г. Тридентским собором. Православная и протестантские церкви
отвергают учение о чистилище.
На этот компромисс католическая церковь пошла, чтобы хоть как-то
оправдать муки в аду, т. е. у грешника есть шанс, очистив свою душу
в чистилище, все же попасть в рай.
Но и этот догмат не имеет никакого подтверждения в Библии, так
как человек будет судим по делам, совершенным при жизни. «Се гряду
скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»
(Откр. 22:12).
Множество отцов церкви, богословов посвятили всю свою жизнь
доказательству и обоснованию учения о бессмертии души, так как нет
никакого библейского указания на чистилище.
Библейское понимание души
Библия указывает на различное понятие слова «душа». Первый раз
это слово встречается в книге Бытие: «И создал Господь Бог человека
из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек
душею живою» (Быт. 2:7). Таким образом, душа — это весь человек,
состоящий из праха земного (материальное тело), в которое Господь
вдохнул жизнь.
Человек не был создан безусловно бессмертным. Мы читаем, что
Господь сказал Адаму: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от
него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»
(Быт. 2:17).
Возможность бессмертия человек получал только в результате
питания от дерева жизни: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал один
из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей;
и не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно»
(Быт. 2:22).
Перед этим Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть
хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах
ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Таким образом, после смерти
человека уже нет, и души уже нет, ибо сказано: «…душа согрешающая,
та умрет» (Иез. 18:4).
В Библии смерть — это сон: «Сказав это, говорит им потом: Лазарь
друг наш уснул, но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали:
Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а
они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:11—13).
Все умершие спят в могилах в ожидании пришествия Иисуса: «Не
дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все находящиеся в
гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в
воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.
5:28,29).
Слово «душа» в Библии имеет еще одно понятие: «Ибо душа всякого
тела есть кровь его, она душа его…» (Лев. 17:14). Слово «душа»
также означает нервный центр человека, источник переживаний,
эмоций: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно:
будьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38).
Библия дает нам знания об истинном Господе, Который предлагает
всем людям принять Его как Личного Спасителя, соединиться с Ним
узами веры, познать Его любовь.
Библия говорит, что Бог желает очистить Вселенную от греха и
порождаемого им зла. Бог желает раз и навсегда покончить со злом.
Поэтому Господь предлагает всем людям покаяться, очиститься от
грехов кровью Иисуса, но так как Господь раз и навсегда уничтожит
грех, то, к сожалению, с грехами погибнут и люди, не расставшиеся с
ними. Об этом говорится у апостола Петра: «Не медлит Господь с
исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но
долго терпит нас, не желая, чтобы, кто погиб, но чтобы все пришли к
покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса
с шумом прейдут» стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все
дела на ней сгорят, …впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового
неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:9, 10,
13).
Таким образом, во Вселенной наступит день, когда все зло и его
носители будут уничтожены вместе с грешной землей раз и навсегда.
Для тех же, кто очистился от греха. Господь сотворит новое небо и
новую землю, о которой сказано: «И услышал я громкий голос с неба,
говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними;
они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог
всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля,
ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на
престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши, ибо слова сии
истинны и верны» (Откр. 21:3—5).